Алексей Домрачев

26
 

Алексей Домрачев

Фотограф

Виталий Акимов о проекте "Memento metro"

Когда я узнал о проекте «Memento metro», я был поражён, насколько проект Алексея Домрачева близок моему творчеству. Я увидел много общего между проектом «Memento metro» и моим проектом «365 Незнакомцев». Лёша так же спонтанно фотографирует незнакомцев, только в его случае он сконцентрировался на  пассажирах метро. В его фотографиях я увидел тот самый «punctum», про который писал Ролан Барт в «Camera lucida». Это особое качество фотографии, которое вызывает в душе резонанс и устанавливает прямую связь с объектом на фотографии.

Вдохновившись историей Алексея, я решил пригласить его в Санкт-Петербург, чтобы реализовать совместный проект. В течение недели мы делали полноценный перформанс, про который сняли документальный фильм. После мы провели открытую встречу, на которой Лёша встретился со зрителями проекта, рассказал о своем творчестве и дал ответы на мои вопросы. Также мы сделали совместный проект при поддержке «Instax»: Алексей сделал 100 моментальных снимков, которые войдут в первый тираж нашего журнала. В каждый экземпляр будет вклеена фотография, которая существует только в одном экземпляре.

Ниже результат этого проекта — документальный фильм, большое интервью, где Лёша рассказывает о своём жизненном и творческом пути, о принципах фотографии, о философии проекта и о скором выпуске книги. Также в материале представлены лучшие фотографии Алексея.

Это довольно большой материал, чтобы каждый зритель его воспринял. Текст обязывает читать, видео на шесть минут тоже требует внимания. Прочитать и посмотреть всё — это большое усилие и скорее работа, чем развлечение. Мне говорят, что текст не должен превышать абзаца, а видео должно умещаться в одну минуту, только тогда это будет воспринято. Я отказываюсь в это верить. Мне хочется делиться знанием, мотивировать и вдохновлять людей, знакомить их с новым и только потом — развлекать. Это мой способ сохранить мгновение и поделиться им. Что будет с этим дальше, уже не так важно: когда материл опубликован, он уже не принадлежит мне. Теперь он ваш, и если вы нашли его, впустили в себя, узнали что-то новое и вдохновились — моя задача более чем выполнена.

" Однажды, выходя из метро, я увидел разбитое окно и решил его сфотографировать, и в этот момент в него попал человек, проходящий на улице. Мне вдруг стало интересно фиксировать такие спонтанные события, которые я не могу предугадать. "

Memento-metro
Алексей Домрачев
Фотограф

В детстве мне очень нравилось смотреть, как проявляются фотографии — мне до сих пор кажется это волшебством

Мой отец был фотографом, поэтому фотография появилась в моей жизни в самом раннем детстве. Ещё в школе я начал тайком снимать сам: брал у отца фотоаппарат «Зенит», покупал на скопленные деньги просроченную черно-белую пленку и фотографировал друзей. Когда отец уезжал в командировки, я доставал оборудование для проявки и проявлял плёнку, как это делал отец.

Врач — это дар и, даже получив образование, далеко не все способны нести эту ношу всю жизнь

После школы я поступил в медицинскую академию и на семь лет связал свою жизнь с точными науками, постоянными семинарами и пациентами. Врач — это совершенно другая область, никак не связанная с творчеством. Там ты должен делать всё по схеме, у тебя нет возможности ошибаться и экспериментировать, потому что каждое твоё действие отражается на здоровье и жизни человека. Я очень люблю людей, очень люблю помогать им, но я не смог работать врачом, когда столкнулся со смертью. Когда я проходил практику, у меня была пациентка, которая болела лейкозом. Мы боролись за её жизнь целые месяцы, и в какой-то момент ей стало лучше: анализы были в норме, мы весело болтали и радовались выздоровлению. Я никогда не забуду утро, когда должен был её выписывать. Я со справкой на выписку в руках захожу в палату, но она оказывается пустой. Когда я вышел в коридор в поиске своей пациентки, ко мне подошла медсестра, вручила мне документы и сказала идти в морг заполнять последние страницы в истории болезни. Вчера я общался с человеком, а сейчас он мертв, — эта мысль повергла меня в шок. Это очень сложно осознать: я до сих пор помню этот момент. Возможно, именно этот случай стал для меня решающим. При всем своем стремлении, я не смог вернуться в медицину. Мне жаль, что семь лет обучения были потрачены зря, и что сейчас я не пользуюсь полученными знаниями. Закончив академию, я хотел выучиться на сонографиста — это УЗИ, но до учебы дело так и не дошло, я переехал в Москву и начал работать дизайнером, чтобы заработать денег на обучение; фотография и дизайн настолько меня увлекли, что я перестал думать о медицине.

У меня всегда было желание сохранять свои мысли и моменты из жизни

Я часто думаю о времени, пытаюсь зафиксировать его в стихах, в рассказах и в фотографиях. Ощущение быстротечности жизни побуждает меня каждый день заниматься творчеством. Я каждый раз пытаюсь отвоевать у времени уходящие мгновения — иногда это получается. Когда мне удается поймать интересный момент, который больше никогда не повторится, я испытываю невероятное чувство экстаза.

Каждый день по дороге на работу и обратно я фотографировал, совершенно не думая, зачем я это делаю — мне нравился процесс

Проект «Memento Metro» начался пять лет назад. Однажды, выходя из метро, я увидел разбитое окно и решил его сфотографировать, и в этот момент в него попал человек, проходящий на улице. Мне вдруг стало интересно фиксировать такие спонтанные события, которые я не могу предугадать. Чтобы сделать хороший кадр, важно лишь умение наблюдать и концентрироваться на поиске новых сюжетов и быть очень внимательным к жизни. Я решил практиковать это в метро, и со временем у меня стало получаться видеть интересное в повседневном.

Когда накопилось достаточно хорошего материала, пришла идея сделать выставку. Несколько раз я писал в метрополитен с этой просьбой, но не получил ответа. Позже я увидел в Музее метро фотовыставку и очень расстроился, что кто-то уже реализовал эту идею. Мне захотелось придумать что-то необычное в этом жанре — я совершенно не хотел повторять то, что уже было сделано. И в какой-то момент понял, что метро само по себе является галереей, практически на каждой фотографии есть фон, куда можно поместить изображение. Пришло решение повесить фотографии в тех местах, где они были сделаны, что позволило выразить мысль про уникальность и неповторимость каждого момента жизни.

Далеко не всё зависит от тебя — ты просто пропускаешь через себя что-то высшее и непознаваемое

Меня часто спрашивают, как я пришел к мысли сделать перформанс. Мне хочется думать, что вдохновение, наши способности и таланты не принадлежат нам, а обусловлены чем-то свыше. Об этом удобно думать, потому что когда делаешь что-то, что вдруг начинает нравится людям, ты тем самым повышаешь требования к себе, к будущим проектам и порой продолжать становится страшно. Ты боишься снизить планку и сделать хуже, чем делал до этого. Это очень мешает продолжать творить. Когда же ты веришь, что далеко не всё зависит от тебя, а просто пропускаешь через себя что-то высшее и непознаваемое, приходит успокоение, и ты просто начинаешь действовать.

Мне было очень страшно начать реализовывать эту идею. Я понимал, что вешать фотографии в метро незаконно, что это может попасть под статью хулиганство — в худшем случае мне даже могло грозить уголовное наказание. Три месяца я сомневался, но в какой-то момент собрался с силами, приготовил фотографии, взял камеру «Go Pro» и пошел клеить снимки каждый на свое место.

Ты должен усвоить правило — ты либо прыгаешь с обрыва в воду, либо стоишь на месте, разрываемый сомнениями

Очень сложно принять решение начать действовать. Это напоминает прыжок с десятиметрового обрыва в воду. Здесь важно просто решиться. Когда ты летишь вниз, уже нет возможности взлететь вверх: всё начинает происходит само собой, ты перестаешь что-либо контролировать и просто летишь.

Я очень долго решался вешать первую фотографию: несколько раз заходил в вагон, потому что никак не мог набраться смелости. Когда же я приклеил фото, я услышал, как пассажиры указывают на меня пальцем и обсуждают меня. Первая фотография была самой ценной. Это изображение надписи на окне «Не прислоняться» в вагоне метро, который едет через улицу с видом на Москву-реку. Когда я приклеил её, сомнения ушли. Почти всегда нам не дает действовать наше внутреннее сопротивление, в тот день я его поборол. А дальше каждый день клеил по одной фотографии, уже не обращая внимание на страх.

Когда ты хочешь реализовать какую-то идею, всегда найдутся тысячи причин, чтобы не делать этого. Но нужно помнить, что если ты её не воплотишь, это сделает кто-то другой. Главный компонент, который необходим, чтобы довести что-то до конца — это вера. Нужно верить в свою идею. Без веры страх буквально съедает тебя, если ты и делаешь что-либо, быстро приходит разочарование.

Когда стараешься помогать людям, становится проще — ты начинаешь верить в то, что делаешь, и люди тоже начинают верить в это

Как обрести веру? Не знаю. Наверное путь к ней лежит через жизненный опыт. Нельзя просто захотеть и поверить во что-либо, не пропустив это через себя. Я поверил в свою идею, потому что всем нутром почувствовал, что это важно не только для меня, но и для других. Именно это желание сподвигло меня сделать выставку в метро. Я бы хотел, чтобы пассажиры задумались о главном: поняли, что каждая секунда бесценна, что нужно ценить мгновения и не тратить время впустую — а так обычно и делается. Недавно я посчитал, сколько времени провел в метро за последние пять лет. Цифры повергли меня в шок — получилось, что я прожил в метро четыре с половиной месяца. Когда осознаешь это, хочется использовать это время с пользой, видеть в метро красоту и делиться ей с другими.

Все, кто узнал о проекте, восприняли его позитивно, хотя фотографировать без разрешения людей в метро и клеить там фотографии — незаконно. Многих людей эта история вдохновила начать делать что-то свое, заставила посмотреть на метро по-новому. Сейчас моя цель — посетить как можно больше стран, где есть метро и познакомить как можно больше людей с этой идеей, чтобы они посмотрели на себя со стороны, вдохновились и стали ценить своё время.

О книге «Memento metro»

Я вижу в своем проекте определенную стадийность. На первой стадии я держу дистанцию между собой и пассажирами. Я стараюсь быть наблюдателем и не показывать своего присутствия.

Вторая стадия сложнее: я становлюсь незваным гостем, я словно поднимаюсь на сцену театра и на глазах у изумленных пассажиров делаю то, что не было прописано у них в сценарии — оставляю фотографии там, где они были сделаны.

Выставка является третьей стадией моего проекта. В ней наблюдатель и участники встречаются за кулисами действий. Там каждый может поделиться своими эмоциями и размышлениями – и неважно, кем он был в метро: таким же наблюдателем или участником событий.

Завершающая стадия — это книга о проекте, ради которой я использую краудфандинг на Planeta.ru для того, чтобы собрать средства на печать необходимого тиража. Выставка в метро эфемерна: вывешенная фотография исчезает в тот же день. Снимки в фотоальбоме останутся навсегда. 

О принципах своей фотографии

Свою фотосъемку я причисляю к стрит-фотографии, и она подчиняется всем законам этого жанра. Важно сказать, что для меня фотография имеет значение исключительно как часть проекта «Memento metro»: я не вижу в фотографии основу своего творчества. Главным для меня является сам процесс возвращения снимка на то место, где он был сделан. И так, десять принципов:

1) Не бояться снимать
Молодые фотографы часто говорят, что видят в метро хорошие кадры, но страх мешает им включить камеру телефона и сделать снимок. Это страх быть замеченным. Я не люблю сравнений фотографа с охотником, но в данном случае охотник умрет с голода, если не рискнет поймать зверя. Ничего страшного, если меня заметят за фотосъемкой: в худшем случае будет просто неудачный кадр.

2) Вести себя естественно и снимать незаметно
Снимая в метро, я не проявляю видимого любопытства к людям. Я должен быть обычным пассажиром, который едет по своим делам и не привлекает к себе никакого внимания. Самым незаметным фотоаппаратом является камера телефона: даже если люди видят в моих руках телефон, они в последнюю очередь ассоциируют его с фотоаппаратом. В этом преимущество телефона перед другими камерами.

3) Держать камеру всегда наготове
Если речь о телефоне, то лучше, чтобы его камера работала всегда, и экран был на минимальной яркости. Так больше шансов поймать хороший кадр, а притушенный экран не привлечет внимание. Так как я снимаю в метро на телефон, то для меня уже в привычке сразу включать камеру, как только я спускаюсь в подземку.

4) Искать то, что может вдохновить не только меня
Я стараюсь снимать эмоции, сюжеты, необычные ракурсы, игру света и тени. Для меня главное, чтобы фотография в итоге цепляла не только меня одного, и чтобы они были одушевлёнными — с людьми или признаками людей в кадре.

5) Придумать свою «фишку»
Многие снимают в метро. Многие делают очень хорошие снимки. Но у единиц есть свой неповторимый стиль, который бросается в глаза. Нужно  всегда думать об этом.

6) Вдохновляться классиками фотографии и живописи
Никогда не помешает изучить работы мастеров визуального искусства, знать их истории, понимать почему и как они творили. Это дает пищу для нового поиска и вдохновения.

7) Стараться не сразу показывать свои фотографии миру
Первое личное впечатление о новом кадре может быть весьма обманчивым. Я сначала делаю паузу, которая может длится от часа до суток. Лучше потом взглянуть на фото свежим взглядом и, например, исправить заваленный горизонт или сделать тени светлее, чем сразу выложить в сеть, а потом жалеть.

8) Завышать себе планку
Это проблема любого творческого человека — проблема саморазвития. С каждым новым кадром я стараюсь перепрыгнуть самого себя.

9) Снимать в одном стиле, но не повторяться
Я выработал свой стиль: у меня квадратные черно-белые снимки, налет нуара, романтики и грусти. Но я стараюсь больше не снимать влюбленных парочек, к примеру, потому что все они очень похожи на мои прошлые снимки — для меня это скучно.

10) Соблюдать закон и безопасность
Наверно, смешно звучит из моих уст, ведь мой проект «Memento metro" в каком-то смысле незаконный, несогласованный. Но я никогда не веду себя некультурно: уступаю места пассажирам с детьми, не прислоняюсь к дверям, о подозрительных вещах сообщаю полиции. Я за общественный порядок и спокойствие.

Видео и текст : Виталий Акимов

Фото: Анастасия Барашкова

Нравится