С приближением пятого сезона Очень странных дел я не один решил заново пройти весь путь с самого начала до финала. Хронология сериала в целом простая, но с каждым сезоном истории усложняются, а мир разрастается. Полезно освежить в памяти первый сезон, чтобы вспомнить про Одиннадцатую, Майка, Дастина, Лукаса и Уилла.
Каждый сезон Очень странных дел имеет свои взлеты и падения, но первый вышел по-настоящему особенным. Изначально задуманный как мини-сериал под названием Монтаук, он сосредоточился на поисках пропавшего мальчика Уилла Байерса.
Пока семья искала ответы, друзья Майк, Дастин и Лукас наткнулись в лесу на странную девочку по имени Одиннадцатая. Так стартовала грандиозная сага, но при повторном просмотре первого эпизода первого сезона Исчезновение Уилла Байерса сразу бросается в глаза огромная разница.
Вопреки воспоминаниям, ранние серии первого сезона Очень странных дел тянутся неспешно. Сериал сочетает хоррор, научную фантастику и драму взросления, но по пилоту этого не скажешь. Вместо этого эпизод выглядит как семейная драма.
Конечно, встречаются явные жанровые вставки: от проблеска Демогоргона до агентов в черном, преследующих Одиннадцатую до закусочной. В основном же дебют получился на удивление сдержанным. Если смотреть Исчезновение Уилла Байерса отдельно, оно напоминает строгую бытовую драму, а не фильмы Амблина из восьмидесятых. Братья Даффер признавали, что на написание первого сезона повлиял фильм Пленницы Дени Вильнева.

Это незаметно сыграло ключевую роль в успехе, ведь поздние фантастические ходы кажутся обоснованными благодаря неторопливому, траурному стилю открытия. С холодной заставки сериал показывает ученых в тени, открывающих порталы в миры с чудовищами.
Медленный темп и мрачный тон без лишней помпы не дают premise скатиться в фарс. В отличие от современников вроде Ривердейла или Уэйуорд Пайнс, Очень странные дела стартовали как серьезная, тяжелая история. Это пошло на пользу, выдвинув персонажей вперед.
По ходу сериала события набирали обороты, становились абсурднее и забавнее. Пик пришелся на третий сезон, где Хоппер превратился в комичного громилу, Одиннадцатая с Майком мучились из-за бессмысленного разрыва, а ребята одолели монстра размером с торговый центр фейерверками и песней из Бесконечной истории.
Хотя советские базы под моллом выделялись, третий сезон не положил начало и не завершил тенденцию. Во втором уже появился Мюррей, один из самых спорных и эксцентричных героев, а экшена прибавилось: ребята сражались с несколькими Демогоргонами вместо единственного из первого сезона.

Финал четвертого сезона Очень странных дел вышел эпичным по размаху, но сериал сумел притормозить худшие перегибы третьего. Преследование Векны за Макс ощущалось личным и целенаправленным, в отличие от без разбора пожиравшего жертв злодея третьего сезона.
Первый сезон Очень странных дел хорош именно ограниченным масштабом, но в финале сериал не сможет к нему вернуться. Начиналось как камерная детективная драма, но пятый сезон с кучей героев и сюжетных нитей просто не уместится в такие рамки.

Даже если в пятом сезоне Очень странных дел сразу уберут самых комичных персонажей, чтобы обозначить смену тона, уже задан гигантский размах сил Векны и Одиннадцатой. Финал четвертого разрушил половину Хокинса, а трейлеры пятого намекают на карантин всего города.
Трудно представить пятый сезон, который вернет атмосферу пилота с его скромным сюжетом и горсткой героев. Тем не менее, хочется, чтобы финал сохранил ту же тщательность и внимание к мелочам, что и дебют, пусть и на большем полотне.