Покрас Лампас

73
 

Покрас Лампас

Каллиграф, художник

Вместо художественного образования — суровая уличная практика

Я начал свой путь в творчестве с рисования граффити. Граффити стало для меня хорошей школой, потому что вместо академического образования, я получил суровую уличную практику. Там была постоянная конкуренция, вечно меняющиеся тренды, бесконечное количество инструментов и не совсем комфортные условия. Это научило меня находиться вне зоны комфорта и очень хорошо повлияло на смелость в дальнейших проектах.

Граффити — это комьюнити. Внутри любого комьюнити есть свои правила, они касаются творчества, реализации проектов, взаимодействия с другими, славы и конкуренции. Это целый мир. Когда я начал развиваться в нем, я находился под влиянием всех этих факторов. В основном в граффити всеми движет желание о себе заявить: написать выше всех, лучше всех и больше всех — такой подростковый максимализм, когда не думаешь о последствиях. Со временем я проанализировал ситуацию и понял, что не хочу развиваться под влиянием людей и сообществ — я хотел просто делать то, что мне нравится без желания что-то кому-то доказывать, разве что себе самому.

Первые пробы в граффити были неосмысленными, мною двигал простой интерес и азарт. Более серьезный подход к творчеству я приобрел после общения с людьми, которые были на порядок выше меня. Они показали мне новые направления, стали своего рода примерами. Очень важно окружение, но также важно умение самому себе задавать правильные вопросы, переосмысливать их и не довольствоваться теми результатами, которые уже есть.

Наличие персональной философии — самое важное в искусстве и в жизни

Между вдохновением и подражанием есть очень тонкая грань. Вдохновляться можно чем угодно только не людьми, которые работают в этой же сфере. Самая главная проблема в том, что чем больше ты изучаешь человека, тем больше он на тебя влияет, хочешь ты этого или нет. Ты подсознательно делаешь объект своего вдохновения объектом подражания. Если ты ограждаешь себя от такого источника вдохновения, ты делаешь большой шаг в сторону развития собственного стиля.

Я нашел для себя неисчерпаемый источник творческих идей и нового опыта в изучении других культур. Я заметил, что чем глубже я погружаюсь в какую-либо из культур, тем сильнее трансформируется моё творчество. Я не имею цели прийти к чему-то конкретному, я просто плыву по течению, воспринимаю всю новую информацию и в самом процессе изучения знакомлюсь с новыми техниками, неизвестными мне ранее приемами. Всё это формирует меня как личность и шлифует мою философию. Наличие персональной философии — самое важное в искусстве и в жизни. Это твой внутренний каркас, который позволяет тебе сохранить своё уникальное видение, не смотря на множество влияний со стороны.

О новом течении в искусстве «Caligrafuturism»

Когда я только начал изучать каллиграфию, я сразу отказался от её классических форм. Я не стал вклиниваться в те правила и в то сообщество, которые главенствовали тогда, а стал искать новые пути для развития. Сейчас, например, я изучаю работы восточных мастеров. На востоке совершенно другие символы, другое расположение их в пространстве, другие композиционные приемы. Узнав все это, я обладаю информацией, которую мало кто использует — её просто не видят. Нужно уметь смотреть. Можно посмотреть тысячи картинок, поставить лайки и забыть, а можно глубоко погрузиться в саму культуру, где было создано произведение, изучить историю каллиграфии, прочитать очерки классиков, тогда это станет твоим личным опытом, и ты сможешь применить его в творчестве.

Я всегда воспроизводил образы, вытекающие из собственной философии, пытался выразить свое видение шрифта, и со временем находились люди, которые это оценивали и поддерживали. Так же находились и подражатели. Сначала это раздражало, я пытался бороться и защищать свой взгляд. Но быстро понял, что это неконтролируемый процесс: чем качественнее и масштабнее ты делаешь свое дело, тем больше людей будут этим вдохновляться и делать нечто похожее. Чтобы не потерять контроль над ситуацией, я решил назвать своё творчество термином, чтобы люди, которые вдохновляются моими работами, но которые не хотят ассоциировать себя со мной, ассоциировали себя с общим течением.Так я пришел к понятию «Calligrafuturism».

Очень логично осваивать новые приемы и техники и свободно отдавать их людям в качестве знаний. Чем больше людей будут использовать и развивать их, тем сильнее и масштабнее будет становиться течение в искусстве, во главе которого стоит его создатель. Такая стратегия дает мне силы продолжать вдохновлять людей и не бояться, что мои идеи будут украдены. Я полностью понимаю ситуацию и контролирую её развитие.

Моя выставка «Calligrafuturism part 1» — это, прежде всего, отражение моей философии. Это доказательство того, что художник может поставить на кон все ресурсы, все деньги, заработанные в течение года, чтобы доказать свою точку зрения. Я пытаюсь вдохновить людей не просто красивыми картинками, а тем, что у меня есть своя философия, которая прикреплена волевыми поступками и постоянным действием. Такой подход может быть близок людям и вдохновлять их, даже если им не нравится моё творчество. Всё это результат стратегии. Я не могу предугадать, что буду делать через два года, я просто делаю задачи по ходу их поступления. Но у меня есть возможность уже сейчас следовать стратегии развития себя и своего творчества как независимого бренда, который с каждым новым проектом набирает ценность и силу.

Каждый новый проект — это попытка сделать невозможное, это стремление выйти за рамки собственных сил и возможностей

Помню момент, когда у меня впервые наладилась работа и появились хорошо оплачиваемые проекты. Другими словами, пришла стабильность, к которой стремятся многие люди. Как только это произошло, я понял, что нужно развиваться дальше, и на свой риск инвестировал все заработанные за полгода деньги в творческий проект, успех которого никто не мог гарантировать.

Никогда качественные вещи не делались просто. Я специально ставлю себя в стрессовые условия, в которых сам не знаю, как себя поведу. Новые решения и техники я нахожу уже в процессе. В итоге я даже могу ненавидеть результат, я могу понять уже после, как сделать лучше, но при этом я сделал то, что сделал, получил новый опыт и пошел дальше уже немного другим. Каждая новая работа делает меня более опытным и смелым в решениях. Сам факт, что я пробую что-то новое, иду на риск, делает меня лучше — даже если проект не получится реализовать, я получу опыт, а это уже — успех. Постоянно находясь в процессе, ты не можешь сбавить темп, каждый день я преодолеваю себя, для меня это уже привычно, но для тех, кто наблюдает за мной, — это феномен.

Важно, чтобы творчество не превращалось в ремесло. Ремесло останавливает развитие

Даже в коммерции я пытаюсь максимально повлиять на то, что будет в итоге. Я всегда отказываюсь от посредственных и безвкусных вещей, даже если это дорогой заказ. Нужно правильно выставлять приоритеты и не браться за мелкие задачи, потому что они никак не повлияют на твое развитие, не позволят взглянуть на вещи по-новому. Такой подход очень помогает в работе. Люди видят, что я не хочу делать банально, и обращаются ко мне за оригинальным взглядом.

Важно, чтобы творчество не превращалось в ремесло. Ремесло останавливает развитие. Эта история многих дизайнеров, например. Они делают узнаваемый стиль, ловят тренд и начинают штамповать, потому что на это есть спрос. И в этом уже нет творчества, такой подход — чистое ремесло. И это касается всего: видеосъемки, фотографии, музыки. Всегда требуется мотивация экспериментировать, чтобы не стоять на месте.

Я не буду утверждать, что единственный путь в творчестве — это постоянная борьба с собой и преодоление личностных пределов. Это сугубо мой стиль работы — во многом он навеян уличной культурой. У творчества нет единственно верного пути и единой миссии, но оно всегда очень зависимо от духа времени и отражает его. Нужно понимать, что будущее творится здесь и сейчас.

Стрит-арт, эксперименты в диджитал пространствах, моушн дизайн, скульптуры, созданные в 3D, — все это со временем станет классикой, как произошло, например, с авангардом начала 20-ого века. В этом вся суть искусства: ты не должен пытаться что-то выдумывать и соответствовать какому-то представлению о том, каким должно быть искусство. Главное — доверять своей интуиции и делать только то, во что ты искренне веришь. Честное творчество всегда будет оценено по-достоинству.

Фото, видео и текст : Виталий Акимов

Нравится